Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются.


Андре Моруа, французский писатель, дипломат, профессор 1885-1967

Зависит только от нас

Обращение к писателям России

 

Со времён развала Советского Союза писатели не перестают мечтать о собственном издательстве. Речь об этом заходит едва ли не на каждом  собрании, продолжается в кулуарах, вспыхивает при застольях. Писатели требуют, возмущаются, огорчаются, однако животрепещущий вопрос остаётся неразрешимым. Основная причина — отсутствие денежных средств. И, действительно, книгоиздательский процесс требуют огромных вложений, каковых у писательских организаций, вероятней всего, уже никогда не будет.

Положение представляется тупиковым.

Если в советские времена лишь «отважные» единицы писали в стол, то сегодня — это горькая участь большинства писателей. Под предлогом «не рыночная литература» рукописи даже не принимаются к рассмотрению.

Наиболее предприимчивые, изыскивают возможности, чтобы издаться за свой счёт. Когда это удаётся и вожделенный тираж в 100-300-500-1000 экземпляров получен, тотчас же возникает другая проблема. Продать книгу и хоть как-то окупить расходы практически невозможно, — магазины и книготорговцы не берут даже на реализацию. Уже одарены друзья, знакомые, а квартира всё ещё завалена типографскими пачками, на которые раздражённо натыкаются домочадцы. Потрачены немалые деньги, нередко взятые в долг, унизительно выпрошенные, мучительно скопленные. Бедному автору некуда деть глаза, кругом, как в известном анекдоте, книги, книги… Горько сознавать, что они лежат мёртвым грузом. Остаётся лишь дарить их совсем уж малознакомым или вовсе неизвестным людям. Но при тираже в 500 экземпляров или, не дай Бог, в 1000, даже раздать книгу на улице не так-то просто.

Если же изыскавший деньги автор наперёд, дабы застраховаться от унизительных проблем реализации, доверится издательству, которое возьмётся книгу не только издать, но и продать, то барышей, вероятнее всего, он тоже не дождётся. Через какое-то время ему вежливо позвонят и предложат забрать нереализуемый тираж со склада, — иначе вывезут в макулатуру.

И вывозят.

Таковы реальности нашей нынешней писательской жизни.

Положение тех немногих, кто работает якобы за гонорары, на самом деле, не намного лучше, ибо, в отличие от неиздаваемых, но свободных в своём творчестве писателей, они, в сущности, добровольные литературные рабы, выполняющие заведомо чужие заказы. Получаемые ими гонорары зачастую не способны покрыть даже минимальных прожиточных расходов. Наглядный пример: писатель трудится над серийным романом год, а получает за него всего 24 тысячи (типичный авторский гонорар на сегодня). Разве это не означает, что, по сути, автор добавляет к изданию романа личные средства, ведь на 2000 рублей в месяц прожить довольно сложно. И даже и удвоенная, и утроенная гонорарная сумма, которую выплачивают совсем уж немногим «привилегированным» авторам, положения кардинально не меняет. Если же к сказанному добавить, что Издатель, как правило, присваивает авторские права на 3-5 лет, но при этом книгу не переиздаёт и потиражные не выплачивает, то полученный гонорар  превращается в фетиш. Да и «ба-а-ль-шие» тиражи аж в 3-5-7 тысяч для России равно ничтожны, как и 100-300-500 экземпляров.

Но что же говорить о тех, кто не может ни пристроиться к издательству, ни найти денег для самиздата? Все их труды остаются не только непрочитанными, но даже и никак в литературном процессе незафиксированными. А многим из нас уже немало лет, да и жизнь порой обрывается раньше достижения глубокой старости. Уповать на сознательность друзей и родственников, когда сам ничего не мог сделать, по меньшей мере, наивно, а рукописи, как мы знаем, и отлично горят и нещадно выбрасываются на помойку.

Однако выход, как ни странно, есть. И он, что называется, лежит на поверхности, точнее — в сети под всем известным названием Интернет, где уже сегодня суммарно читают больше, чем на бумажных носителях.

Мир движется к цифре, и не замечать этого, игнорировать, по меньшей мере, неумно.

Интенсивно совершенствуются и уже широко продаются специальные читальные устройства, с так называемыми электронными чернилами и бумагоподобными экранами, полностью имитирующими книжную страницу, как по формату, так и по световосприятию. С этих устройств можно читать лёжа на диване, в поезде, самолёте, — где угодно. Весят они от 200 до 300 граммов, а вмещают в себя сотни и тысячи книг, которые всегда с вами.

Да что говорить, продвинутая молодёжь куда охотнее считывает тексты со своих ноутбуков, КПК, коммуникаторов и даже мобильных телефонов, чем берётся за обычную книгу.

Преимущества электронных книг становятся всё более решающими. Не говоря уж о том, что электронные книги не требуют чудовищных вырубок леса, они не занимают места в квартире, не собирают пыли и более удобны и практичны в работе над текстами.

Конечно же, цифровые издания, не заменят полностью полиграфические, но разительной дешевизной, несравнимой компактностью и долговечностью могут набрать плюсы, до которых полиграфическим, пожалуй, и не дотянуться.

70% затрат — полиграфические!

Издание электронных книг тоже, разумеется, стоит денег, но в разы меньших.

В разы!

В сущности, для издания электронной книги нужно сделать лишь её вёрстку, художественное оформление, а на бумагу, картон, типографию, вывоз, хранение и реализацию продукции и прочие тратиться нужды нет.

Причём сразу заметим, что электронные книги, о которых идёт речь, это не просто массивы чёрно-белых текстов. Это именно web-книги, то есть издания практически со всеми атрибутами книгоиздательской культуры.

Да, web-книгу нельзя развернуть в руках, нельзя, послюнявив пальцы, полистать страницы, но её можно вставить в CD-ром компьютера и почитать с экрана (полезнее, чем раскладывать пасьянс).

Кроме того, электронной книгой можно пользоваться не только на ПК и ноутбуках, но и на КПК, коммуникаторах, смартфонах, специальных читальных устройствах, о чём уже говорилось выше.

Web-книгу, записанную на художественно оформленный компакт-диск, помещённый в дизайнерски оформленную (под стать DVD-фильмам) боксовую коробку, можно дарить, надписывать, продавать и, в отличие от обычной книги, копировать и тиражировать — в любое время и в любом количестве. Утрата «последнего экземпляра», которым так нервически дорожат авторы, при этом практически исключается.

Наконец, правовой статус электронной книги ничем не отличается от полиграфической. Электронные издания точно так же регистрируются международными стандартными кодами (ISBN, УДК, ББК), три обязательных экземпляров рассылаются Книжной палатой в «Ленинку» и «Пушкинскую» библиотеки Москвы и Питера. 

Однако оставим выгодные и невыгодные сравнения.

Основная идея этого обращения, разумеется, заключается не в агитации за электронные издания против бумажных. По-хорошему, должны существовать и те, и другие. Но беда в том, многоуважаемые собратья-писатели, что дорогостоящая и мизерным тиражом выпущенная книга сегодня уже так, как прежде, не работает, — не приносит ни денег, ни популярности. 

Это горькое положение, к сожалению, не изменит даже учреждение собственно писательского, традиционно полиграфического издательства. В сложившихся реалиях оно ничего изменить не сможет, а вот выход в Интернет способен существенно облегчить нашу незавидную долю.

Именно с этой целью и организовано ООО Издательство «БИБЛИОТЕКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ», сокращённо Издательство «БПП».

Сразу же хочется отметить, что такого издательства и такой библиотеки ещё никогда и нигде не было. Не только в нашей стране, но и в мире.

Разумеется, сама по себе электронная библиотека — уже далеко не новость, но, во-первых, все имеющиеся в сети — либо смешанные, где от «антики до попсы», либо преследующие заурядные коммерческие интересы, либо представлены произведениями графоманов и дилетантов, среди которых профессиональному литератору, мягко говоря, пребывать неуютно.

 «БИБЛИОТЕКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ», под каковыми, прежде всего, понимаются члены писательских союзов и профессионально зарекомендовавшие себя литераторы — это создание собственного пространства, гостеприимно открытого для читателей, но закрытого для графоманов. 

А теперь представим читательский потенциал библиотеки профессиональных современных писателей».

В качестве примера: подборку стихов никак не раскрученного поэта на сайте «поэзия точка ру» за год посещают свыше 20 тысяч читателей.

Упомянутый сайт представляют в основном литераторы-любители, мы же создадим БИБЛИОТЕКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ, то есть то, что сейчас называют фирменным брендом. 

Пусть, как говорится, читатели почувствуют разницу.

Несомненно, почувствуем разницу и мы, писатели. Ведь Интернет — это место, где срабатывает закон больших чисел. Судите сами: всем известную библиотеку Мошкова, по его словам, «в день посещают свыше 40 000 читателей. Большинство из авторов имеют 1-2 читателей в сутки. Лидеры по посещаемости — 10-20-30 читателей в сутки. Трое абсолютных лидеров «Самиздата» набрали за последний год от 50 000 до 160 000 читателей».

Надо ли убеждать в возможностях Интернета?

Лично мною проведён эксперимент: на сайте «proza.ru» с моей помощью разместил свои вордовские произведения абсолютно неизвестный, но безусловно профессиональный автор. Много лет он писал роман за романом, рассылал по издательствам и не получал никаких ответов. И вот мы вывесили эти романы в Интернет. В два дня к нему на страничку зашли 76 читателей. В два месяца ­— 897. Разумеется, показания счётчика не означают, что все читали романы от корки до корки, но ведь заходили же, интересовались, а 32 читателя оставили свои письменные (положительные) отзывы. После многих лет писания в стол, согласитесь, это немало. Друг мой ожил, ему реально стало для кого писать.

Вот что такое Интернет.   

Однако, естественно, возникает правомочный вопрос: как этот интернет-потенциал реализовать?

Ну, во-первых, БИБЛИОТЕКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ не может не стать общезначимым культурным явлением. Ещё раз подчеркнём, что такой библиотеки, именно и только профессиональных и современных писателей, никогда и нигде не было. Стало быть, её создание уже само по себе явится информационным поводом. Однако уповать только на внимание журналистов и посетителей сайта, по меньшей мере, наивно. Разумеется,  придётся приложить немало рекламных стараний, чтобы «БПП» сделалась истинно публичным местом.

Однако раскручивание и позиционирование сайт-портала — это отдельная статья. Писатели, конечно, должны и будут в том участвовать, но главная цель и задача — создание «БИБЛИОТЕКИ». Точнее — как можно скорейшее её создание. И вот эта-то задача без нас, писателей, уж точно неосуществима.

В чём конкретно может выразиться наше содействие?

Само собой разумеется, что нужно, прежде всего, озадачиться подготовкой своих трудов к изданию в «БПП». Это сразу же придаст необходимый оборот делу, наполнит паруса проекта навигационным ветром, позволит выйти к широкому читателю.

В рубрике «Как издать web-книгу», подробно изложены правила приёма и ориентировочная стоимость издательских работ, позволяющая каждому писателю не мечтать о несбыточном чуде — издании полного собрания своих сочинений, — а — ВНИМАНИЕ! — реально подготовить и выпустить собрание своих сочинений без затрат на полиграфию.  

Думайте сами: что разумнее — издать за 50-70-100 тысяч рублей одну единственную книжку тиражом в 200-300 или даже 1000 экземпляров, получив ба-а-льшую  головную боль по её реализации, или выставить полное собрание своих сочинений в Интернет, где даже никак не раскрученный поэт за год собирает свыше 20 тысяч читателей, а неизвестный прозаик за два месяца приближается к 1000?  

Вопрос будто бы не требует ответа, но психологический барьер от книги к web-книге перешагнуть, конечно же, непросто. Однако придётся, другого выхода просто нет. Нужно хотя бы абстрагироваться и понять, что полиграфическое издание — это, в конце концов, тоже всего-навсего носитель наших текстов и не более того. В этом смысле никакой существенной разницы между полиграфическими, электронными и аудио изданиями нет. Это всё носители информации, в распространении которой сегодня с несопоставимым и неоспоримым преимуществом лидируют электронные средства.     

В заключение хочется сказать ещё об одном и, думается, немаловажном аспекте.

«Библиотека профессиональных писателей» всецело разрешает, так или иначе, но тревожащий каждого, особенно пожилого, писателя вопрос: что будет с моими трудами после моего ухода из жизни?

Вопрос этот теперь получает однозначный и ясный ответ: ваши труды останутся в «БИБЛИОТЕКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ» навсегда.

В данном случае «навсегда» — не виртуальная реальность.

Более того, если автор «БПП» физически не успеет осуществить издание своих последних произведений, Издательство «БПП» обязуется завершить этот процесс на свои средства. 

И последнее: поскольку издания web-книг осуществляются за счёт самих авторов, то сами авторы и являются их безраздельными владельцами, то есть делают с web-книгами, что хотят — тиражируют, представляют для бесплатного чтения или продают.

При этом, реализуя web-книги посредством портала web-bib.ru,— а такая возможность будет желающим представлена, — Автор получит 85% от установленной им самим продажной стоимости, а 15% пойдут на развитие «Библиотеки».

В этой связи необходимо уведомить, что соблюдение писательских интересов — цель Издательства «БПП». Во всех случаях будут заключаться соответствующие договоры, всецело защищающие авторские права и предусматривающие выплаты всем, кому таковые станут причитаться.

 

Уважаемые писатели, друзья и коллеги!

Издательство «Библиотека профессиональных писателей» (web-bib.ru), уже действует, пополняется сочинениями. Перспективы, как видите, весьма радужные. Однако окажемся ли мы достойными осуществить их — целиком и полностью зависит только от нас, современных писателей России.

В надежде на понимание и содействие,
Генеральный директор ООО Издательство «БПП»
Валерий Иванович Шашин